«Блочное изучение особенностей географического положения южных материков: Африки, Южной Америки и Австралии».

Цель.1. Дать оценку физико – географического положения материков Африки, Южной Америки и Австралии, указать его влияния на природу материков.
2. Сделать сравнение в географическом положении материков, выделить различия и общие черты.
3.Установить причинно – следственные связи между природными компонентами и географическим положением.
4.Продолжить работу по экологическому воспитанию учащихся, а также работу с дополнительной литературой, схемами, таблицами, рисунками, картами.

Оборудование. Учебники, дополнительная литература, контурные карты, атласы, физическая карта мира, схема, кодоскоп.

 

Эпиграф.

                                                            Везде исследуйте всечасно,
                                                               Что есть велико и прекрасно,
                                                         Чего еще не видел свет…
                                                                           М. В. Ломоносов.

 

                                                                   
Опорные слова. Географическое положение, экватор, меридианы, океаны, материки, острова, климат.

Содержание урока.

1. Учитель. Сегодня мы продолжим знакомство с географическим положением материков, изучим их особенности и сравним между собой три материка в физико-геграфическом положении: Африку, Южную Америку, Австралию. Установим причинно-следственные связи между географическим положением и компонентами природы, продолжим формирование экологического мышления, так как природа в настоящее время требует бережного, внимательного отношения к ней; сделаем сравнение в географическом положении материков, выделим общие и отличительные черты между материками.
Сегодня на уроке нам необходимо решить главную проблему урока: каковы особенности географического положения материков и как они влияют на их природу. При этом мы будем использовать весь дополнительный материал: карты, схемы, таблицы, попытаться в процессе самостоятельных работ решить проблемы урока.
Географическое положение и природа тесно взаимосвязаны. Видные поэты писали очень много стихов о природе, говорили, что на каждом континенте природа уникальна, неповторима. Например, Пиляцкий писал так об Африке:
Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
Или:
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды-
Они в пустыне пропадают где-то.
Про какой материк идет речь? Узнаете ли?
Или:
Южная Америка – волшебная земля,
На много километров раскинулась она,
На востоке – равнины, на западе – горы.
Есть там реки, озера и море.

А с тем, что есть там еще, мы познакомимся на следующих уроках. А теперь необходимо приступить к решению главной проблемы урока, а для этого необходимо вспомнить какие элементы характеризуют географическое положение материков (океаны, тропики, экватор, протяженность материка, расположенность относительно других объектов). Схема 1, 2 (кодоскоп).
Изучая океаны, мы выяснили, как они влияют на природу материков: приведите примеры.

2. Работа по группам. Привести особенности географического положения материков.
1 группа: Африка.
2 группа: Южная Америка.
3 группа: Австралия.

1 учащийся – выступление о материке.
2 учащийся – оценка географического положения.
3 учащийся – протяженность с севера на юг, с запада на восток, крайние точки – координаты.
4 учащийся – дополняет.

3. Учитель. Мы услышали оценку географического положения материков, давайте выясним, имеют ли общие черты географические положения этих материков? Укажите какие.

4. Установление причинно – следственных связей:
а) зная особенности географического положения, можно определить в каких климатических поясах находятся материки; приведите примеры.
б) как климатические пояса влияют на природные зоны? Приведите примеры.
Схема: «Влияние географического положения на природные компоненты».
в) экологические проблемы: как человек изменяет природу?

5. Работа по контурам у доски (5 минут). Нанесите объекты, характеризующие географическое положение материков:
1. Африка.
2. Южная Америка.
3. Австралия.
Проверка, оценки.

6. Закрепление: работа по тестам ( 5-7 минут).
Проверка, оценки.
 

  

Назад